Ира (prine75) wrote,
Ира
prine75

Мосты не над Невой

Сегодня открыла для себя фильм «Мосты округа Мэдисон», а заодно и Клинта Иствуда в новом ракурсе, ведь раньше я знала только «хорошего, плохого, злого» Иствуда в трактовке Сержио Леоне, да и это было так давно, что ничего об Иствуде уже не помню.
«Мосты...» - тот нечастый для американского фильма случай, когда глубина содержания превосходит событийность сюжета. Значительно превосходит. Режиссер Клинт Иствуд молодец.
Мерил Стрип, как всегда, потрясает. По мимике понятно, когда ее Франческа смущается, когда боится, когда теряет свое счастье, когда проклинает себя, когда... У нее дрожат руки, когда они даже не в центре кадра. Можно выключить звук, и будет все понятно, что происходит внутри героини. Существует параллельная Мерил Стрип - Великая Немая.
Прекрасный текст фильма написан, понятное дело, не Иствудом, а автором романа Робертом Джеймсом Уоллером. В книге история любви начинается так: «Глаза, голос, лицо, серебристо-седые волосы, легкость, с которой он нес свое тело, - все это древние тропы. Они заманивают и завлекают тебя, нашептывают тебе нечто в то самое краткое мгновение, когда еще не спишь, но сон уже пришел, и все преграды пали. Тропы, которые пересекают космическое пространство длиной в один атом, что разделяет мужское и женское начало на любой ступени эволюционного развития».
В кадре в этот момент Франческа могла бы сказать: «Моей душе покоя нет — весь день я жду кого-то». Но она иностранка, поэтому она сказала:
- Да я просто собиралась выпить чаю со льдом, а потом расщепить атом, но это может подождать.
Некоторые слова из первоисточника Иствуд, по-моему, зря не взял на экран, например: «они разожгли во мне любопытство именно из-за того, что готовы были на такие усилия ради какой-то истории». Или: «обязательства в каких бы то ни было формах считаются вредными для нервной системы, а любовь стала вопросом удобства». Но нельзя впихнуть невпихуемое, и Иствуд взял только то, что было ему нужно. Например, про мечты: «не сбылись, но я рад, что они у меня были». И руками сценаристов добавил в фильм очаровательные диалоги:
- Моя дочь хочет показать на выставке своего бычка.
- Сколько лет?
- Полтора года.
- Нет, я имел в виду детей.

И сразу все понятно про героев. И понятно, каким образом фотограф Роберт поднял домохозяйку Франческу до небес.
Или когда Франческа перебирает в магазине платья, ей все не так, и она поясняет продавщице:
- Просто хочу чего-нибудь новенького. Ничего особенного. Ходила по магазинам. Просто решила купить себе новое платье, и все. Может, это.
На что продавщица разумно отвечает:
- А если он все еще злится, скажите ему, что вышли за него из жалости. У меня это всегда срабатывает.
Когда герой Клинта Иствуда Роберт Кинкейд сказал Франческе (я думала, голосом Николая Караченцева, но оказалось — Виктора Петрова):
- Мы не делаем ничего плохого. Ничего такого, о чем нельзя рассказать Вашим детям, - я стала ждать, как скоро у них будет секс. Но от этих слов до первого секса прошла целая вечность. Параллельно развернулся когнитивный диссонанс сына Франчески Майкла и разные миры ее детей:
- Он собирается затащить чужую жену в постель!
- Я так не думаю. Тем более это не делает человека плохим.

Но адюльтер матери сумел оказаться педагогически правильной историей для ее детей, проясняющей их собственные отношения с супругами. И тут все как в семейной психотерапии: она не обязательно ведет к укреплению семьи, она может вести и к ее окончанию.
Они там очень много пьют, мешают что ни попадя и не страдают абстиненцией: «Сухое красное итальянское вино. Франческа купила две бутылки и еще бренди». В этот момент вспоминается бородатый анекдот: «На какой "икс" им понадобилась еще бутылка портвейна?». Но Роберт Джеймс Уоллер не знаком с русским питейным фольклором, и его герои к сухому красному и бренди добавляют пиво. А в фильме они еще и курят все время.
Если закрыть глаза на этот морально устаревший нездоровый образ жизни героев, то смело можно сказать, что фильм очень хорош.

И напоследок — несколько цитат из романа и из сценария фильма.

  • «Примерно пять футов шесть дюймов росту», - определил он. - «На вид лет сорок или чуть больше. Прелестное нежное лицо, прекрасное теплое тело». Но в своих путешествиях по миру он часто встречал красивых женщин. Физическое совершенство, бесспорно, было приятно само по себе, но для Роберта действительную ценность представляло другое: интеллект и страсть как проявление жизненного опыта, способность воспринимать тончайшие движения ума и духа и побуждать к этому другого - вот что имело для него значение. Поэтому почти во всех случаях молодые женщины, даже самые красивые, не казались ему привлекательными. Они жили еще слишком мало или слишком легко, чтобы обладать теми качествами, которые интересовали его.

  • Я знаю, что для детей естественно воспринимать своих родителей своего рода бесполыми существами. И все-таки я надеюсь, что вы не будете слишком потрясены моим рассказом, и ваши воспоминания обо мне не будут омрачены моим откровением.

  • Трудно писать такое собственным детям. Я могла бы просто унести эту тайну с собой в могилу. Но с возрастом наши страхи уходят. И для любого человека становится все более и более важным, чтобы его понимали. Понимали, кем он действительно был в течение этой короткой остановки на Земле. Так грустно покидать этот мир, будучи так и не понятой теми, кого я люблю больше всего на свете. Мать любит своих детей, несмотря ни на что, какими бы они ни были. Так всегда было и будет. Но что касается детей, я в этом совсем не уверена. Вы все время злитесь на нас за то, что мы не так вас воспитали.

Tags: о возвышенном
Subscribe

Posts from This Journal “о возвышенном” Tag

  • «Португалия в коротком метре»

    Это альманах короткометражных фильмов, представленный в рамках Фестиваля кино Португалии в Санкт-Петербурге. Фест идет с «Великан Парке»…

  • «Абраксас»: выход там

    Фильм «Абраксас» (2010), показанный на 51 фестивале японского кино, – это притча об обретении идентичности. Причем дело…

  • «Мама и другие сумасшедшие родственники»

    Мудрость не всегда приходит с возрастом. Иногда возраст приходит один С 7 по 10 декабря Петербург в лице киноклуба «Синемафия»…

  • Мир семьи Вундерлих

    Осень — время фестивалей. На кинофесты, как на ярмарки, везут лучшее, так что можно, по-моему, ходить на все, было бы время и

  • Бесит быть нормальным

    С 7 по 12 ноября петербургский кинотеатр «Аврора» принимает XVIII Фестиваль Нового британского кино. Судя по анонсам и трейлерам, там…

  • Спектакль «Золушка» в Театре Акимова

    Старинная сказка, которая родилась много, много веков назад, и с тех пор все живет да живет, и каждый рассказывает ее на свой лад В…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments