Ира (prine75) wrote,
Ира
prine75

«А Вас, Штирлиц, я попрошу остаться»

Однажды моя сестра Света сказала:
- Смотрю «Семнадцать мгновений весны» четвертый раз. И только сейчас я поняла, почему Штирлиц был на грани провала.
С тех пор прошло лет двадцать, не меньше. И все эти годы я помнила: спроси меня, почему Штирлиц был на грани провала, — я не отвечу. Это не давало мне покоя, потому что сестра знает, а я нет! И не какая-то сестра, а именно Света! А сестёрство, как известно, это явление покруче подружества, там конкуренция навсегда.
И вот оно пришло, мое мгновение. Я покончила со «знаковыми» фильмами Аль Пачино и решила, что теперь самое время переключиться на родную нетленку.
Так я начала смотреть «Семнадцать мгновений весны» надо ж Свете нос утереть. Впервые. Раньше все как-то не складывалось, не знаю как. То телевизора не было, то времени. Я и теперь смотрела, как спящий дельфин — одним глазом (последние открытия британских ученых сообщили нам, что боковые в стае утки тоже спят одним полушарием, то есть с приоткрытым и контролирующим глазом. Но быть дельфином романтичнее).
Примерно на четвертой серии я уяснила, что Броневой играет Мюллера, а не Бормана (смейтесь, смейтесь). Почему тогда из детских анекдотов я помню Бормана? Наверняка же Мюллер везде фигурирует.
Это прекрасный фильм.Теперь из-за отсутствия в нем какой-нибудь ужасной правды про СССР («Они думают, если я не провалился за эти двадцать лет, значит, я всесилен. Хорошо бы мне стать заместителем Гиммлера. Или вообще пробиться в фюреры. Хайль Штирлиц», - вот и вся критика в адрес советского руководства) сюжет кажется немножко наивным или однобоким, конечно, даже если не думать о давно известных ляпах и нестыковках: они чемоданчик даже не протирали от отпечатков! Кто дал бы советской шпионке усыновить немецкого ребенка? Почему Штирлиц не сердится, что Кэт вносит такие осложенения? Даже как мужик - не жизненно он как-то реагирует, он же живет один сколько лет, одичать должен, не понимать, «что такое дети». Ну, и так далее. Но и при этом фильм невероятен, если учесть, когда написана его основа и когда он снят. В советском фильме не вскользь затронута религиозная тема (вскользь не редкость это было в советских фильмах), и пастор — не поп-обманщик, и фашисты - живые люди:«Они все фантазёры, наши шефы. Им можно фантазировать, у них нет конкретной работы». К слову, я вдруг нашла у себя родство с Мюллером: «я до сих пор не знаю, как надо есть яблоко — резать его, или есть так, как принято у меня дома: целиком. С косточкой». Я тоже ем яблоки «с косточкой». Правда, я знаю, что их надо резать, если ты хочешь сберечь зубы (или то, что ты называешь зубами).
С другой стороны, сейчас такой фильм тоже был бы невероятен, но теперь уже из-за постмодернизма и золотого тельца.
И нет в этом фильме пафоса дурацкого, вообще нет. Две сцены супружеской любви Исаева — и обе без пошлых кадров-«воспоминаний», без пояснений... Это тонкая работа. На первой всем памятной сцене в кафе мне было не отделаться от ассоциаций с «Бриллиантовой рукой», когда все осуждают Сеню Гребешкова за визит к Светличной, и только жена его стоит в безмолвной скорби. Это во мне сопротивление включилось, защита от щемящей нежности, не иначе. А на второй из этих сцен, когда Штирлиц, помолчав секунду, начинает писать левой рукой письмо по-французски, мне вспомнился эпизод из «В круге первом» (телевизионного), когда Скляр говорит: «Я не ловец человека», и Чурикова, душой заслышав эти слова, образно уходит от него. И Штирлиц сидит потом на траве в 200 км от Берлина и думает, возможно, о чем-то таком.
Еще я в курсе, что «в наше время» кто-то подсуетился и снял сериал «Исаев». Посерфила — снял Урсуляк, любитель шпионского экшена. Я думала, это сиквел, и боялась, что там радистку Кэт сослали в лагеря, потому что она сначала залетела вопреки инструкции, потом провалилась, потом выскочила из лап гестапо, да еще и с вражеским ребенком. Детей ее в детдома распихали, Штирлицу гнали пургу о ее судьбе. Его жена — в Москве, в высотке на Котельнической набережной, патриотично воспитывает дочь. Или сына. Или сына и дочь. Рассказывает им невесть что (партийно одобренное) об их отце — чтобы любили его, гордились им (он же когда-нибудь вернется), но при этом ничего о нем не знали и вопросов не задавали. Все дети повырастали, немецкая девочка полюбила Исаева-младшего, Кэт отмотала лагеря, ищет детей, но закрыта в какой-нибудь секретке... Ну, и так далее. Человеческий бред гениален в своей бесконечности, как известно.
Но это оказался приквел. Похожий одновременно на «Неуловимых мстителей», «Место встречи...», «Статского советника» и на много что еще, в том числе и на предыдущие фильмы самого Урсуляка. Настолько похожий, что своего лица у фильма вообще нет. Вода обыкновенная. Я полторы серии одним глазом посмотрела и схлопнула. Но хоть того, что я вообразила, Урсуляк не сумел придумать, и то ладно.

И все-таки.
Я не совсем понимаю, почему Штирлиц был на грани провала. С делом Рунге поняла, с провалом взрыва Кракова поняла, с чемоданом тоже. Но провал обозначился раньше, по-моему. Разве нет? Википедия высокомерно цедит: «Работа Штирлица в СД вызывает подозрения у Кальтенбруннера. Начальнику РСХА кажется, что Штирлиц имеет какое-то отношение к крупным неудачам в создании «оружия возмездия». Вот так все стало ясно, аж прозрачно. Это одна я такая тупая невнимательная, да?
Зато про сандтрек Википедия сообщила, что «Иосифа Кобзона режиссёр попросила спеть так, чтобы его не узнали. Кобзон сначала обиделся на Лиознову, но потом спел». Оно мне надо? Почему Штирлиц был на грани провала?
Я всё гляжу куда-то в небо,
Как будто ищу ответа
.
Незакрытый гештальт.
Tags: о возвышенном, семейка Аддамс
Subscribe

Posts from This Journal “о возвышенном” Tag

  • «Мастер» («Mesteren») Шарлотты Зилинг. If men could talk

    Новый датский фильм о людях искусства. Типичные пейзажи Копенгагена, типичный быт художников, типичная скандинавская одежда высочайшего качества…

  • Еще одна цирковая программа, которую я не пропустила

    Братья Запашные привезли к нам программу «Эмоци и...» - Цирк Чинизелли открыл 140 сезон. Официальное фото всей петербургской рекламной…

  • Опыт, сын ошибок трудных

    Наступила та самая короткая пора, когда отопление с неба уже выключили, а в батареях еще не включили. Хорошо хоть, воду с неба пока не дали. Ехать…

  • Слова и смыслы

    - У нее всегда были дополнительные мужчины, - рассказывает мой клиент вольных взглядов о своем супружестве. - Но она ни на кого не залипала до…

  • Фильм Ако Каурисмяки «Юха»: и на старуху бывает проруха

    Тринадцатая работа финна Ако Каурисмяки, представленная на ретроспективев Петербурге к 100-летию независимости Финляндии и 60-летию режиссера.…

  • Мимолетный дайджест

    Благодаря тем сознательным коллегам, кто системно описывает в Сети свою работу, а также рассказывает обо всем интересном, что он нашел в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments