Ира (prine75) wrote,
Ира
prine75

«Отношение Чехова к глупостям русской действительности»

Продолжаю попытки улучшить свой культурный граунд.
На днях посмотрела фильмы «Коктебель» и «Сибирь. Монамур».Ни одно название мне заранее ничего не говорило, если не считать, что я знаю крымский коньяк «Коктебель», что мне известно, где Сибирь, и что «Монамур» есть у Тинто Брасса, но это другой. Оба фильма пришли ко мне в ответ на интерес к Пускепалису, и в обоих было не то, что я искала. Но это не значит, что было плохо. Было хорошо.
Оба фильма о бестолковом и бессмысленном суровом мужском мире.

  • «Коктебель»

Фильм снят в 2003 году, но в начале XXI века такие истории в России – родитель пропил квартиру, и ребенок стал БОМЖом - уже были невероятны, а вот в самом конце ХХ – вполне. Я пришла работать в приют для девочек-подростков в сентябре 1998 года. Среди девчонок-старожилок тогда были еще несколько таких, кто жил когда-то в подвале или на чердаке. Вот реально были дети, которых собирали по канализационным люкам, в заброшенных домах, на стройках. Их отвозили в приемник-распределитель, а оттуда – в приюты, и потом кого в детские дома, кого под опеку, кого куда. И это происходило не где-нибудь в попе мира, а в черте Петербурга квартиры просирались, семья оставалась на улице. Вот это были дети с подобной историей: родительское пьянство или наркотики, долги, потом обмен - телочку на гусочку, гусочку на курочку, курочку на лапоток. Это было страшно. Но как раз на излете века были приняты законы, блокирующие возможность выселить детей в никуда. Можно много говорить о недействительности наших указов, но тогда такие дети появляться перестали. В другом правовом поле другой контингент пошел.
В этом году, кстати, то есть спустя едва ли не двадцать лет, вновь пару раз я сталкивалась по работе с подобными детьми, на этот раз беженцами из Донбасса, уж не знаю, реальными или поддельными. Вот у тех, по-моему, похожие истории, было в их родителях что-то из пути от телки до лапотка. Но все как один сливались в никуда, едва им начинали задавать вопросы «по существу».
Так вот, «Коктебель» об этом. «Отец и сын пускаются в длительное путешествие из Москвы в Коктебель. Они идут через леса и поля, сквозь ливень и ветер. Встречают разных людей: добрых и не очень. Кто-то им помогает, а кто-то гонится за ними с ружьем… Но что же заставило их отправиться в нелегкий путь?
Когда-то давно отец рассказал сыну об удивительной горе, с которой можно взлететь на планере, воплотив вечную мечту человека — подняться в небо навстречу ветру и свободе…
», - сказано в официальной аннотации фильма. На деле же это фильм о никудышном мужике – умном, образованном, честном, но невероятным образом спившемся и профукавшем все на свете. И о том, как ребенок ожесточается. И загадочная Ксения Викторовна - красивая, теплая, хозяйственная, не нашедшая себе никого подходящего, зато подпустившая близко-близко бродягу-алкаша. Настоящая русская женщина. И что ей теперь? Мимо прошел, ранил, и как дальше ни крути, ей плохо будет.
Пускепалис же там Глеб, сын Сергея. Мальчик, главная роль. В наличии таланта не убедил, хотя претензий тоже не имею никаких.
Хороший фильм, но на таком не отдохнешь.

  • «Сибирь. Монамур»

Сначала в фильме все понятно: жестокая Сибирь, то ли выживает, то ли вырождается. Напоминает рассказы Шукшина. Озверевшие без человеческого дома собаки – страшные, как у Житкова в «Мышкине». Здесь, правда, они не свирепые какие-то, но этот фильм и не гонится за экшн-жестокостью. Как и в «Коктебеле», есть загадочная женщина (Лидия Байрашевская), но на этот раз она загадочна именно своим бездушием, эмоциональной тупостью какой-то. И сначала мне не понравилось, как она сыграла. Но дни идут, а я все про нее думаю, не отпускает она меня. Раз зацепила – значит, было чем зацепить.
Прекрасная игра Петра Зайченко, у которого почему-то нет никаких регалий. Не могу понять, почему.
Мальчик Миша Процько, получивший «Нику» - «Открытие года». Удивительно, что это единственная его награда, он очень хорошо сыграл.
Эпизодическая роль Ольги Кузьминой - дочь Юрия и Анны – показалась мне сколь короткой, столь и яркой. Пойду смотреть ее в других картинах.
Я не поняла, в чем была необходимость снимать мальчика голым, вот чтобы все видно было. Неоправданная сексуализация. И еще меня повергло в задумчивость чудесное перерождение капитана (Николай Козак) – сначала органичный такой полудурок, реальный до невозможности, и даже душевная боль в виде бывшей жены правдоподобна, но все равно полудурок. А потом он вдруг прозревает от сцены нежности между юнцом-солдатом и проституткой и становится супергероем. Мол, не перевелись еще богатыри на земле русской! И дальше все идет к хеппи-энду, как в детском фильме, чтобы зритель не обеспокоился. Режиссер оставляет только вопрос «заберут ли собаку», но по последним кадрам вроде похоже, что заберут. Это портит фильм. А может, и не портит.

В общем, это два хороших фильма, но что-то устала я от острых социалок. Поищу-ка я себе что-нибудь недепрессивное.

А в заголовок я вынесла выражение Куприна из воспоминаний о Чехове, которые я сегодня читаю. Да, такое я читаю тоже, и мне такое – дневники, мемуары - нравится. Конкретно эти воспоминания какие-то слащавые, словно Куприн их писал в надежде, что так его включат в школьную программу, но про глупости – прекрасное выражение, по-моему. Ради него стоило читать весь очерк.
Tags: женщина с прошлым, о возвышенном, этот город, я сама
Subscribe

Posts from This Journal “о возвышенном” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments