Ира (prine75) wrote,
Ира
prine75

Эпоха просвещения

Начался учебный год — потянулись отовсюду школьники с проблемами в учебе.
- Сентябрь — такое время, - говорил мой парикмахер Игорь, - когда детям не втянуться, родители в панике, учителя в депрессии после летнего отпуска... Лучше уехать на это время куда-нибудь.
Иногда я думаю, что он прав!

* * *
Пришел ко мне гимназист-второклассник. У них на базе образовательного учреждения развернута экспериментальная площадка. Одна из инноваций — внедрение метода «зеленой ручки» в начальной школе. Прекрасный метод, пока не попадает в руки педагога. За три недели сентября в одной тетради по математике мой клиент собрал восемь зеленых двоек. И это только три недели, и только одна тетрадь, и это только математика.
И теперь им надо еще ломать глаза, выискивая зачеркнутые зеленым ошибки, чтобы исправлять и переписывать. Зеленый на синем плохо видно.

* * *
Села у дочери уроки проверять.
Литература.
- Что задано?
- «Сивка-бурка», опять про Иванушку-дурачка. Я не понимаю: почему кругом столько дураков, и все мужского пола? Мы только про таких и читаем. Зачем?!
Затем, что это национальная подготовка к семейной жизни. Глубинная профилактика нереалистичных ожиданий: принца для Золушки, комара для мухи, эльфа для Дюймовочки. Это все чуждые нашему менталитету архетипы. У нас Иван-дурак.
- Такие сказки народ придумал. Задание: перескажи отрывок, к которому эта иллюстрация.
- А, это Иван-дурак свистнул, появился Сивка-бурка и встал перед ним как выкопанный.
- Зомби, что ли? Откуда его выкопали?
- А я знаю? Откуда он вообще появляется, как из-под земли вылазит?
- В любом случае, это не тот отрывок, здесь другое изображено.
- А, это Иван-дурак разогнался, прыгнул на Сивке-бурке и добрался до Елены Прекрасной. Кстати, мы с Ульяной эту картинку увеличили на телефоне — эта Елена вблизи вообще некрасивая! Она издалека только ничего такая девушка. Иванушка испугался, наверное, когда приблизился.

Окружающий мир.
Тема: «Тело, вещество, частица».
- Физика в третьем классе — это же ужасно, ужасно! - Марина стала картинно заламывать руки.
- Мне кажется, Марина не будет любить физику, - пророчески изрек Гриша.
- Марина, вот вопрос: «что такое тело?». Что такое тело?
- Это все живые существа.
- Нет. Ищи, где дано определение. Его всегда важно знать.
- Здесь нет определения!
окружающий мир 1.jpg
И верно — нет. Похоже, третьеклассники должны уметь формулировать определение самостоятельно. Но к восьмому классу они это уметь уже должны не будут, поэтому там будут приводиться определения, которые надо будет знать наизусть. О, кстати, восьмой класс! Это же у Гриши можно узнать! У него крутая физика четвертый год уже!
- Гриша, что такое тело? Нужно четкое определение.
- Я сейчас в конспекте посмотрю!
Нормальный такой ответ.
- Мы это не записывали.
Еще нормальнее.
- По-моему, мы это даже не проходили.
А вот это — блестяще.
Задумчиво смотрю на сына.
- Гриша, ты шутишь? За три года вы еще не успели дойти до этой темы?
- Тела — это все предметы окружающего мира.
Ну хоть это знает, и то хорошо.
- Спроси у своего учителя, правильное ли это определение, - прикалываюсь я.
- Я спрошу, подходит ли это для третьего класса.
Все-таки он не безнадежен. Главное — уметь прикинуться ветошью.
- Марина, запомнила? Повтори.
- Тела — это все предметы окружающего мира.
И тверди теперь как осанну. Как я в 11 классе твердила определение явления электромагнитной индукции. До сих пор его помню.
- Да, бывают живые и неживые тела. Живая природа чем от неживой отличается?
- Нам здесь это не надо!!!
Ага, то-то я на работе девятиклассниц теперь спрашиваю, чем живая природа отличается от неживой, и не все они это знают. «Живая природа дышит, ест и развивается. Раз развивается — значит, умирает и становится неживой, это неизбежная часть круговорота. Если вы не хотите трансформироваться из живой природы в неживую раньше времени, то отменять опцию «еда» нельзя».
- А зря. Чем шире повторишь, тем глубже усвоишь. Давай дальше. Приведи примеры веществ. Лучше не те, которые даны в учебнике или рабочей тетради. Самое крутое — это всегда подбирать свои примеры.
- Нет, самое крутое — это ходить в одних трусах и не стесняться, вот как я.
Логично.
- Примеры приведи.
- Вода, золото... А, зелье! Снадобье!
Образ зомби повсюду с нами. Кстати, зомби — это живая природа или нет?
- Ну да, а еще плазма.
- Мама, это не вещество, а агрегатное состояние! - Гриша не смог молчать, защитил действующую картину мира.
- Ну да, ты прав, - как обычно, делаю хорошую мину при плохой игре. - Четвертое состояние вещества.
Мол, мать у тебя не совсем дура.
- Марина, какие ты знаешь состояния вещества?
- Твердое, жидкое и это... газообразное.
- И плазма! - Гриша понял, что нельзя выпускать из рук управление процессом, а то мы тут без него быстро истину попрем.
Увы, в научной картине мира авторов учебника для третьеклассников плазмы не существует.

Теперь мне понятно, почему них в восьмом классе яйцеклетка со сперматозоидом без секса соединяются.
А плазма — это, наверное, телевизор такой. Третьеклассникам такого знания достаточно.
Более того: у них и алюминий — твердое вещество. А я с 13 лет помню, что оно аморфное **. Что, произошла научная революция, а я не заметила?
Хотя ничего вроде не произошло, традиции образования поддерживаются в лучшем виде. Как в детском саду «неправильно учили», так это и сохранилось. Мать ученья теперь — переучивание, а не повторение.

А потом Гриша приходит со своей историей и говорит:
- Как формулируется закон Ле Шапелье? В учебнике нет определения, и нигде нет, а только описание.
Возможно, именно это называют профессиональной деформацией личности физика.
- Гриша, здесь слово «закон» используется в юридическом смысле, а не в физическом. То есть в таком, когда он что дышло — куда повернешь, туда и вышло.
Мол, привыкайте, дети, не рассматривать юридические законы вблизи. Профилактика избыточного качания прав.
- Гриша, тебе и нужно знать его описание, то есть знать его смысл. Юридический закон — это множество статей, частей и чего там еще. По истории вам и не будут давать законы в точном виде. Это не физика, тут законы изменчивы.
- Понятно.

* * *
Уже ночь почти. В комнату заглянул Гриша, который по расчетному времени давно должен спать:
- Мой учитель физики прислал ответ. Определение, что тела — это все предметы окружающего мира, верное.
Ну слава небесам, коллективными усилиями тему для третьего класса мы освоили верно. При поддержке специалистов Губернаторского лицея.

* * *
А еще подружка мне сегодня предложила:
- Давай в следующие выходные встретимся. Или вы нас пригласите, или мы к вам приедем.
И я теперь разрываюсь между двумя вариантами. Они оба привлекательны.

- - -
** Амфотерное, разумеется.
Tags: Савраскино счастье, пиявки и лягушки, филиал ада
Subscribe

Posts from This Journal “филиал ада” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments