Ира (prine75) wrote,
Ира
prine75

T2 Trainspotting. Смерть - это то, что бывает с другими

Большинство девушек с возрастом превращается в женщин, но мужики навсегда остаются мальчишками. Вот почему я всегда им завидовала — из-за этой чудесной способности всю жизнь барахтаться в глупости и незрелости, чему я всегда старалась подражать. Но это бывает весьма утомительно, когда постоянно направлено на тебя.
Ирвин Уэлш, «Порно»

Спасибо zaoblachnaya и Киноафиша за блогерское приглашение.

- Как ты относишься к антиутопиям?
Любите ли Вы Брамса? Кто меня знает, как я отношусь к антиутопиям.
- Ну... нормально отношусь. Бодрят. Если их не очень много.
Странный вопрос. Мы вроде не про будущее пришли кино смотреть. Но тоже про «все плохо».

Первый «Трейнспоттинг», в нашем прокате названный «На игле» из-за невозможности передать игру смыслов, вышел в 1995 году. Через год после «Криминального чтива» - тогда мы отсчитывали время такими единицами. В «Трейнспоттинге» были молодые наркоманы, на несколько лет старше меня. Прошло 22 года, вышел сиквел, в нем прошло 20 лет, и наркоманы выросли вместе со мной. По-прежнему они немножко старше меня. И почти все живы. Как и знакомые мне с тех лет потребители — те тоже живы почти все.
Открыла отзывы и рецензии на первый и второй фильм. На первый много, конечно, на второй — пока единичные. И везде обсуждения, зачем было «Трейнспоттинг» переводить «На игле» и про мужскую активную природу. Это дилогия (пока дилогия) про славных парней, которые вместе росли. С самого, что называется, детства вместе были. Ну, знаете, как это бывает - «Однажды в Америке», «Бригада» и так далее. Так романтичнее, наверное. «Сначала у тебя появляется возможность, а потом происходит предательство», - обобщает фабулу этих историй Spud - персонаж Юэна Бремнера, в первом знакомом мне переводе названный Обрубком (и это поразительно органичное имя), во втором — Кочерыжкой (и это ни о чем). Spud, вообще-то, это что-то вроде клубня. Ну да ладно. Для меня это Обрубок.
В конце первого фильма очаровательный злодей Рентон кидает своих подельников на 16000 грязных денег. «Сначала у тебя появляется возможность, а потом происходит предательство». Не так жестоко, как Киса Воробьянинов кинул Остапа Бендера, но тоже безнравственно, хотя и своевременно. Через 20 лет Рентон возвращается с долей Саймона-Кайфолома (Джонни Ли Миллер), но никто ему не рад. Ясное дело, кто ж будет рад восставшему из зада. Но этим дружбанам вообще не угодишь. Когда-то, сваливая, Рентон оставил беззащитному Обрубку его четверть, однако Обрубок возмущен аж через полжизни:
- Ты думаешь, я сумел ими хорошо распорядиться?! Я же до сих пор сижу на герыче.
Просрал, короче.
- Тоже верно, - до Рентона наконец дошло, что он оказал медвежью услугу.
Но Саймону долю его возвращает. И тот тоже недоволен:
- Через 20 лет он возвращает мои 4000, бросает, как подачку! Даже без процентов!
Саймон - герой с дерьмецом, двусмысленный персонаж, такой всегда должен иметься для конфликта. Вот он тут есть такой. И он, паранойяльный и злопамятный, берет Рентона в оборот в надежде его когда-нибудь подставить. «Так сильно, как только смогу». Но подставляет как-то вполсилы, амбивалентно. Небось терзается борьбой мотивов, Авель и Каин бушуют в нем. Предлагает Рентону вписаться в открытие борделя. Тот против, но у него тоже борьба мотивов:
- Самое противное, что ничего лучше этого я придумать не могу.
Открытие борделя происходит как-то очень по-русски, и вообще есть в фильме русский след: табличка в кабаке, что-то типа «Веселись как русский» (это не Лондон, это Эдинбург, инакомыслие), герои произносят русские слова (отнюдь не лучшее из обсценного, и даже не доставшее «с Новым годом» и «пошел на фиг», а «ждрашвуйте»). И а-ля бандиты, контролирующие бордельный рынок, в лице одного необъятного господина в сером. Хотя от наших управленцев так не уйдешь, как герои от этого ушли: «Если бы и ты лизнул, то, может, ушли бы одетыми». И новая юная девушка Вероника (Анжела Недялкова), взамен искренне постаревшей Дианы (Келли Макдоналд) — плохая девушка, использующая страпон в шантажных целях, но в то же время хорошая, - хоть и не русская, но почти. Болгарка (не пила). Вот для нее-то точно секс — это «средство очищения организма от токсинов», как было сказано в книжке, пусть и не про нее. А Рентон влюбился. Вот прям по уши. И страх тут же подоспел, когда ограниченно вменяемый и невовремя откинувшийся Бигби (Роберт Карлайл), особо сильно кинутый двадцать лет назад, обнаруживает Рентона. Страх пересиливает, конечно. Рентон просто спасается всеми возможными способами, не до Вероники ему в такие моменты. И это верно, обычно так и происходит.
Сцены драк и погонь в жанре экшн впечатляют меня — такие суперспособности у людей, оказывается. Вот когда герой, разломав собой десяток-другой предметов мебели и разбив собой же уйму посуды, встает на обе ноги без синяков и царапин, да еще и сексапильно улыбается, - это круто. Настоящий Голливуд. Не хватает только фразы «даст ист фантастиш» «Ты в порядке?». Впрочем, Рентон же двадцать лет не употребляет хмурого, не пылесосит кокс — он ведет здоровый образ жизни, бегает по утрам и получает адреналин от движения, при этом не оставаясь в программах помощи наркоманам. Торчит от чего-то большего. Каким образом познавшему героин удалось обрести удовольствие без оного, не представляю. Чудеса. Действительно, вытянул счастливый билет, как просек он в первом фильме.
Или когда Рентон почти повесился, он почему-то не обделался, язык так и не начал у него вываливаться. И искусственное дыхание ему не понадобилось после асфиксии. И какие стойкие у него шейные позвонки — так и не сломались. Дейзи в «Омерзительной восьмерке» и ту правдоподобней вешали. Хотя монтаж этой сцены прекрасен: мы видим, как Рентон висит и дергается, а не какие спецэффекты тут применили. Один только раз за всю картину разбили морду — это Бигби досталось. Но, если ты получаешь по лицу летящим унитазом, оно могло бы быть разбито и побольше. И еще использовали врезку с кровищей из первого фильма, хотя это не считается.
Потом вас настигает хеппи-энд. Победила дружба, все остались при своих, зло не восторжествовало. Но без особой пошлости. Все выбрали жизнь, даже Бигби.
- Что означает «выбери жизнь»? Саймон так говорит мне иногда: «Выбери жизнь, Вероника!»
- Это был слоган в борьбе с наркоманией... Выбери жизнь. Выбери Фейсбук, Твиттер, Инстаграм в надежде, что кому-нибудь будет не посрать...
Пришла домой. Открыла социальные сети. А там... «Вот так откроешь ленту а там сплошь ИСТИНЫ. И одна другой светлее и краше и так на десяток скроллов сакрального знания как оно есть. И так это просто и правильно всё что чувствуешь себя как-то неловко в своей маленькой мещанской панельной вселенной, закрываешь всё нафиг, дожевываешь что жевал и идешь драить санузел, надеясь хоть так привнести в свой дом частичку великого света» (здесь).
Закрыла социальные сети.
Сейчас я читаю «Порно» Уэлша и, возможно, что-нибудь потом припишу.
«T2 Trainspotting» - тот редкий случай, когда второй фильм ничуть не хуже первого.

Да, вот. Прекрасные диалоги:
- Ты думаешь, тут срач?
- Нет, что ты. Тут все по-холостяцки.
Если вы понимаете, о чем это, то вам понравится весь текстовый ряд.
И саундтреки там душевные: Iggy Pop, Underworld, Young Fathers, etc. Хотя Киноафиша в графе "композитор" поставила фильму прочерк.
Tags: write-for-food, о возвышенном
Subscribe

Posts from This Journal “о возвышенном” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments