Ира (prine75) wrote,
Ира
prine75

Как говорить с ребенком про ЭТО?

За последние две недели я выяснила, что моя восьмилетняя дочь Марина не знает, кто такой и что такое:

- пионер.
- Мама, ДПШ — это «детская популярная школа»?
- «Дом пионеров и школьников».
- А кто такой пионер?
«Пионер — значит первый». «Пионер, к борьбе за дело коммунистической партии будь готов! - Всегда готов!». «Взвейтесь кострами, синие ночи...». Хотя это теперь совсем уж недвусмысленно звучит. Типа «мальчик склеил в клубе модель». Автор гимна пионеров, кстати, имеет фамилию Пипа. Тоже как-то теперь не очень прилично.
- Ну, это в нашем детстве была такая организация по всей стране...
- А что такое «огранизация»?
«Огранизация» - это когда тебя огранивают. Придают тебе форму, чтобы удобно было штабелями укладывать.
- Организация. Это когда что-то организовано. Сообщество какое-то. Как группа «Вконтакте», например.
Мне проще объяснить, что такое, например, солитарный секс или аффективный психоз, чем что такое «пионерская организация». А я ж председателем совета отряда была. Фиговым, правда.
- Пионеры - это было такое общее занятие для всех ребят с третьего по седьмой класс. Все, что не только учеба — кружки, сбор макулатуры, дежурства, поведение, дружба и ссоры, праздники, - все это было «пионерскими занятиями».
- А зачем?
- Ну, тогда казалось, что так лучше. В пионеры принимали торжественно, сначала это как награда была, а потом все равно всех принимали. А в седьмом классе принимали в комсомол — тоже сначала говорили, что возьмут только лучших, надо хорошо учиться и во всех школьных делах участвовать, а потом от тебя все равно требовали, чтобы ты стал комсольцем.
- А зачем?
- Время такое было. Казалось, что так лучше. Это правда было хорошо, кроме того, что это было для всех обязательно.
Меня, кстати, в комсомол не взяли. В седьмом классе к нам вернулась Анька Педан, жившая пару лет с родителями в командировке в Анголе, и она была единственная у нас в классе комсомолка. За границей с этим было строго. Посмотрев на нее, я тоже пошла с кем-то из одноклассниц (с Петруниной, не иначе) к завучу спрашивать про комсомол. 1988 год на дворе стоял. Мне сказали, что всех подряд не берут, и что мое поведение вызывает сомнения, и что «они» подумают. Но Устав ВЛКСМ выдали, сказали учить. Устав оказался круче Манифеста Коммунистической партии: «Комсомол освобождается от лиц, нарушающих Устав ВЛКСМ, компрометирующих своим поведением высокое звание комсомольца». И еще про «трезвый образ жизни» там тоже сразу на первой странице. Вторую я, может, и не читала никогда. В общем, еще раз я за вступлением в комсомол не пошла, а потом он и сам развалился. У нас там с ним это случилось, по-моему, быстрее, чем в стране. Такие были условия жизни на крайнем севере - не до комсомола стало.

- колхозник
В учебнике по литературному чтению у них приведен рассказ Бианки «Музыкант» - про охотника, который пошел убивать медведя, потому что его науськал проходивший мимо колхозник. В итоге не стал убивать, гуманистические ценности пересилили.
В рассказе использована относительно новая (по сравнению с «нашим» временем) методика осмысления читаемого: вопросы врезаны прямо в текст, и они работают на опережение: «как ты думаешь, что будет...» и прочее. И ничего не сказано в комментариях про причины и ограничения отстрела диких животных, про конструктивное поведение в ответ на подначивание. В детское подсознание мимоходом вкладывается еще одна капелька чуть более терпимого отношения к насилию. И модель поведения взрослого человека «мне сказали — я пошел».
- Мама, кто такой колхозник?
Об этом в пояснениях тоже ни слова.
- Это человек, который работает на ферме — с домашними животными или на полях, только ферма принадлежит не одному человеку или семье, а как бы всей стране. Вот как школа — она же ничья, то есть государственная. И фермы такие есть, они называются совхозы. Раньше были колхозы, потом их стали называть совхозами, а работников по привычке все равно называют колхозниками.
Кохозники есть, а колхозов нет. Поэтому колхозники работают в совхозах. Совхоз — это «советское хозяйство». Советского нет почти четверть века, но совхозы на месте. Эту страну не победить.
- Вот у нас в деревне тоже есть совхоз. Это хозяйство, у которого есть свои поля и коровы...
- Где?
Где-где...
- Коровы теперь только в других поселках, доярки на авобусе на ферму ездят. Покажу потом в сельской газете.
Потому что на всю деревню одна приличная корова. А молоко в магазинах в тетрапаке. Продуктовых магазинов четыре штуки на 1170 человек. А личная хорошая корова одна.
Возможно, я так окрысилась на этот несчастный рассказ только потому, что очень уж трудно оказалось объяснить про колхозника. И что молоко из-под коровы люблю до дрожи, но теперь, похоже, перестало усваиваться — еще один противный намек на возраст. Кто бы мог подумать, за что бедному Бианки так досталось.

- пай-мальчик
В воскресенье ходили в ТЮЗ на «Тома Сойера» все того же режиссера Максимовой. Ее спектакли узнаваемы по интересной хореографии и акробатике, компьютерной графике, «мостиками» к современности, клиповой манере повествования и отсутствию оригинальной музыки. Нет у нее композитора, а он ей нужен. Музыкальный вкус есть, теперь бы еще и музыкальный нюх. Детям понравилось, по мне — так несколько затянуто и без знания текста не понятно.
- Мама, а Сид там был кем?
- Это брат Тома Сойера. Том был сиротой. Его родители умерли, и растила его тетушка Полли. А Сид был его брат, и он был пай-мальчик.
- Кто?
- Пай-мальчик. Не слышала такое выражение?
- Нет. Что, новое слово?
А, теперь говорят «ботан». Но это Мна тоже не знает.
Про пай-мальчика я так и не сумела объяснить, хотя старалась как могла. Этот гештальт до сих пор не закрыт, и я готова уже звать коллективный разум на помощь. Пока малодушно жду — вдруг она сама отключится от этого вопроса, потому что беседовать с коллективным разумом времени ну вот совсем нет. Но зато теперь забылись нубийские львы (хвала небесам, ТЮЗу и режиссеру Максимовой!).

- части речи
Во втором классе девочка, если че.
Стреляный логопед Таня, которой я Мну отдала для выполнения моего материнского долга и реализации моих преподавательских талантов, написала мне сегодня:
«Ира, с паузами и со звуковым анализом мы вроде определились, но полезло другое — орфограммы (безударные гласные), части речи не знает ( постановка вопроса к слову)».
Я насчет Марины не очаровываюсь, конечно, но чтоб настолько... Уверенно отвечаю:
«Симулирует».
И чуть погодя:
«Спросила (я правда спросила). Она не знает, что такое "части речи". Она знает существительное и глагол».
«Когда мне было три года, я уже знала, что такое коза».
Но потом Таня задала коварный вопрос, пойду ли я на корпоратив. Про Марину мы сразу забыли, бодро отвечаю:
«...я не люблю корпоративы. Тем более наверняка опять будут почти одни только бабы. И все семейные. Я и то замужем. Что там делать?»
Хотя организаторы обещали мне, что «свои самовары все оставят дома».
В общем, корпоративы я не люблю, но у меня ж четыре новорожденных платья, из них в свет только два выведены.
«Потерпи, я два вечерних платья надевала, еще два осталось».
Но опять же: мой муж бедный, не вынесет такого количества отцовства. Хотя, скорее, это дети бедные, а у мужа есть магическая комбинация ТВ+интернет.
В общем, дилемма.

«Помните про западню эрудиции, - вещала я вчера на городской конференции (про которую я думала, что она через две недели, а она оказалась меньше чем через одну). - Мы все испорчены образованием, а подростки, с которыми мы работаем, - нет. Пока мы надеемся, что они владеют нашей терминологией и знают наши опорные факты, мы неизбежно будем расстроены результатом. Порой гимназисты 10 класса считают, что женская половая клетка — это матка. Как-то раз я беседовала с восьмиклассниками, которые были уверены, что «яйцеклетка» и «сперматозоид» — это обзывательства...»
И далее — один из способов избежать этого: «Старый как мир рецепт: спросите собеседника, что он понял. Потому что один ум — хорошо, а два — лучше. Не доверяйте своему одинокому мозгу, требуйте для него обратной связи».
Я добросовестно спрашивала Марину, что она поняла из моих объяснений, и неизбежно была расстроена результатом. Здесь, наверное, нужен какой-то другой способ. «Посмотри в Гугле», например. С сыном я это часто использую.

На этом на сегодня все.
Я не знаю, что там синими ночами делали малолетние пионеры, но мой журнал рассчитан на людей совершеннолетних. Пусть ваши ночи вьются кострами — надеюсь, вы знаете, как это.
Tags: Савраскино счастье, женщина с прошлым, личная драма, одноклассники - зло, откуда я, сильная женщина, филиал ада
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments