Ира (prine75) wrote,
Ира
prine75

6. Оперантное научение: кнутом и пряником, любовью и лаской, огнем и мечом

Оперантное научение (обучение) — использование вознаграждения (поощрения) и наказания (порицания) за то или иное поведение до тех пор, пока ученик не выработает стойкую ассоциацию между своим поведением и его следствием. Цель научения — закрепить желаемое или искоренить нежелаемое поведение.
Оперантное научение — основа основ всех видов и форм поведенческой терапии. Выросло, в том числе, на известном «законе эффекта» Торндайка: полезное действие, вызывающее удовольствие, закрепляется и усиливает связь между ситуацией и реакцией, а вредное, вызывающее неудовольствие, ослабляет связь и исчезает.
Для подкрепления или наказания можно предъявлять стимул (дать что-то хорошее, сделать что-то плохое) или удалять его (отнять что-то нужное, убрать мешающее). Так получаются четыре варианта воздействий: позитивное подкрепление, позитивное наказание, негативное подкрепление, негативное наказание. Эти простенькие способы пронизывают всю нашу жизнь, и сейчас мы это увидим.

При позитивном подкреплении («пряник») обучаемый получает желаемое. Например, ребенок, страдающий от недостатка адекватного внимания и четких границ в отношениях, ведет себя плохо и получает разгневанную, но сфокусированную на нем маму. Снаружи ребенок плачет, но в его подсознании закрепляется бесовская мысль: «Ругают. Обратили внимание! Значит, работает. Завтра сделаю так же».

Негативное подкрепление («кнут») чаще всего иллюстрируют фобиями (страхами), и я не буду искать иных примеров. Суть негативного подкрепления: если ты делаешь что надо, то проблема исчезает. Если ты боишься темноты, то, оказавшись в темной комнате, ты не ложишься там спать, а стараешься из нее выбраться или включить свет, потому что ты боишься. Это и есть негативное подкрепление — из-за страха ты удаляешь неприятный стимул (темноту). Если бы ты не боялся, тебе было бы все равно, ты бы лег спать. Фобия абсурдна и рекурсивна, то имеет дурную манеру рождать сама себя. Чтобы человек, боящийся собак, в здравом уме и твердой памяти полез обниматься к псине, ему надо иметь ну очень сильную мотивацию к преодолению себя, и обычно это сочетается с другими признаками психопатологии.

Негативное наказание — это когда у тебя забирают что-то. Например, ты лежишь на смертном одре, подключенный к ИВЛ, и не подписываешь дарственную на все свое имущество африканским родственникам. За это фрустрированные родственники на короткое время отключают тебя от кислорода, после чего, надеются, ты станешь сговорчивее. Тут я рассказывала, как сама себя наказывала за потери телефона.
Позитивное наказание — это когда ты получаешь что-то, тебе не очень нужное. Рак легких в обмен на курение, например. Или ремнем по попе. Или приключения. Когда составляете планы работы на год или вносите конструктивные предложения по улучшению чего-нибудь, помните о позитивном наказании: что вы запланируете или предложите, то вам и выполнять. Инициатива наказуема, как известно. Мы вот как раз сейчас маемся с предложениями в антинаркотическую комиссию. Совсем ничего не предложить нельзя (будет означать, что опять зря жрем государственные деньги), но ничего, чем хотелось бы заняться, не придумывается.
Полное отсутствие позитивного наказания приводит к падению эффективности работы, потому что большинство людей сильно заблуждаются относительно своей самоорганизованности. Помните фильм «Девчата»: «Я бы всем, кто заочно учится, ордена б давала. Это ж какую силу воли надо иметь! Никто над ней не стоит, а она всё занимается, занимается!». Или как начинается классная книжка О'Фаррелла: «Я обнаружил, что напряженно трудиться не так уж просто, когда ты сам себе начальник. Во-первых, он постоянно отпускает тебя после обеда - а иногда дает передохнуть и до обеда. Во-вторых, порой говорит: "Слушай, старина, ты сегодня хорошо поработал, почему бы тебе денек-другой не развеяться?" В-третьих, если ненароком проспишь, он никогда не звонит и разъяренно не орет, где тебя черти носят; а если опаздываешь, всегда появляется на работе одновременно с тобой. И, наконец, он всегда тебе верит - какое оправдание ни сочинишь. Нет, правда, сам себе начальник - это прекрасно. Зато подчиняться самому себе - кошмар наяву, но об этой части уравнения я никогда не задумывался».

Если же поведение, за которое человек стойко получает ремнем, никуда не девается, то имеет смысл искать другие причины, чаще всего — неочевидную вторичную выгоду. Любая проблема дает нам не только минусы, но и плюсы, иначе мы бы быстро от нее избавились. Плюсы — это и есть мотив ее удерживать. Например, алкоголик помимо жизненных руин (наказание) получает освобождение от ответственности: «Что с него взять, с алкаша» или внимание в виде черного нарколога и пришпиленных родных (подкрепление). И если именно ответственность вызывает у него тревогу, то ее исчезновение (отрицательное подкрепление) и есть вторичная выгода, удерживающая проблемное поведение. Впрочем, засада зависимостей в том, что они, едва сформировавшись, улетают от своих причин, как шарики от зазевавшихся малышей, и начинают жить самостоятельно. То есть этого алкоголика уже не вылечишь развитием способности выносить ответственность или удовлетворением потребности во внимании.

Вопрос: дурная голова ногам покоя не дает — это какой вариант обучения?

Важный оперантный способ - формирование нужной реакции методом последовательных приближений, то есть когда ученик (зверь или человек) осваивает новый способ поведения или реакций постепенно, step by step. Это бывает классно, когда речь идет об успешном обучении аутичных людей, избавлении от страха (на первых этапах ты всего лишь представляешь себе этого мерзкого паука на пару секунд, а на последних суешь руку в террариум и радуешься тактильным ощущениям) или совладании с психотравмами (метод систематической десенсибилизации движениями глаз - EMDR). Но на этом же построены развитие зависимостей и технологии продаж (ведущие к развитию зависимостей): сначала ты что-то делаешь совсем немножко, потом еще, потом еще. Никто не сидел в интернете сразу круглосуточно, это дело наживное, step by step.

Еще один важный способ обучения — частичное подкрепление, и он распространен гораздо больше, чем все остальные вместе взятые. В этом случае подкрепление приходит не регулярно, а иногда. Человек, получающий премию иногда, управляем больше работает лучше, чем тот, кто совсем ее не получает или получает постоянно, потому что только первый из трех чувствует разницу (порошок «Дося» в действии). Если ребенок катается по полу с требованием купить ему чупа-чупс, то он твердо рассчитывает, что родительская броня может пасть, и чупа-чупс явится. Иногда так и происходит, а иногда нет. Иногда мама тверда и последовательна и демонстрирует идеальное поведение. Но это же не всегда! Ребенок точно помнит, что в ее защите существуют дырки, и если она сразу не проигрывает, то надо еще поднажать. И даже если на этот раз тебя из магазина унесли без чупа-чупса, это не значит, что в следующий раз мама не сдастся так же, как сдалась на позапрошлой неделе. Надежда умирает последней. Кроме того, поражение — полезный опыт: сегодня ты попрактиковался и перешел на новый уровень в умении закатывать истерику, в следующий раз добьешься большего. С другой стороны, частичное подкрепление со стороны ребенка (сегодня с ним легко договориться, а вчера был ад) так же манипулирует родителями, как родители манипулируют ребенком. Рекомендации по способам выхода из этой западни многажды описаны в литературе по воспитанию, ищите — и обрящете.

Следующим словом будет masculine protest — мужской протест. Скорее всего, совсем не то, что вы подумали.
Tags: словарное слово
Subscribe

Posts from This Journal “словарное слово” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments