Ира (prine75) wrote,
Ира
prine75

Русские в Италии, или Это как же они работают, что они так отдыхают (с)

Все, кого и не звали, в Италии…
А. Ахматова
Я люблю пресс-конференции и пресс-показы: те, где я бываю, обычно случаются уютными междусобойчиками. Как модно ныне говорить, атмосферными. Так вышло и 20 декабря на открытии выставки в Русском музее «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме».
Сотрудники РусМуза (Владимир Леняшин, Павел Климов, Ольга Бабина) дружелюбно, обстоятельно и доходчиво, то есть по-петербургски, рассказывали об идее события в целом, экспонатах в частности и о своем понимании:
- Мы же не смотрим «ах, как красиво», а мы идем и видим: здесь кракелюр, тут криво повешено, там зафалдило. Мы же при исполнении.
Точно по-петербургски. Это как при виде разведенных мостов туристы говорят «Ах, ..!», а местные: «Ой, …ь».
Показ получил от музейных искусствоведов емкое описание:
- Это получилась шумная, горластая выставка. Такой не хватало.
И тут я соглашусь. Когда я слышу «Италия», то сразу представляю полуденную такую духовку, вечную сиесту, а потом – спад жары, вино, фрукты и жаркие страсти в ночи. И знаю много людей, которые хотели бы жить там всегда. Так что понятно, почему туда так прытко уезжали русские художники и не торопились возвращаться, даже когда приходили высочайшие повеления: очень уж в Италии живописные пленеры и колоритные натурщицы. И натурщики. И никакой гомофобии.
Раньше я мало что знала о Семирадском. Но тут я, конечно, подготовилась, прочла и посмотрела в Сети все, что нашла. Вот, например, для детей:
А вот для взрослых:
А вот короткий содержательный текст от eho_2013.
Меня сильнее всего занимает тема холивара между академистом Семирадским и передвижниками. Почему у них все было так жестко? Ну да, академизм чтил правила и запылившиеся сюжеты (теперь это называется «проправительственные взгляды»), а передвижники любили живую социалку («оппозиция»). Видать, пока одни пили, гуляли и буянили, другой заколачивал деньги и вызволял тех, кто веселился за него. Но у них всех явно были схожие ценности: продать побольше и повыгоднее (Семирадский не стеснялся выставлять гонорары; ну так и передвижники в Уставе себе записали: «облегчение для художников сбыта их произведений»). Чем бы они, интересно, занимались, кабы не спорили. Ну да ладно.
Меня тронул «Ослик» Павла Худякова:

И нежная девочка, ровесница моей дочери Марины:
П.П.Чистяков "Джованина" Портрет 10-летней девочки-римлянки
И монументальные «Раскопки в Риме»:
Ковалевский Павел Осипович.  «Раскопки в Риме» (Нивелировка окрестностей Рима для постройки новых кварталов). 1876 г.
Вспомнился Херсонес, который, кажется, жители так же разбирали себе на постройку жилья.

И еще я прониклась историей братьев Сведомских:
«В творчестве они проявляли всеядность», «выбирали самые кровавые и скандальные сюжеты..., демонстрируя в их трактовке неизменную изобретательность». То есть все, как я люблю. «Медуза» Павла Сведомского (1882) меня особенно впечатлила:
IMG_20171221_193754_122.jpg
Сведомский Павел Александрович «Медуза». 1882. Холст, масло. 279 x 137 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Похожа на Статую Свободы и на откормленную героиновую наркоманку одновременно. Сразу видно, что человек знал толк в страстях.
Хотя его же картина «Оргия» (1883) оставляет тягостное чувство абстиненции:
IMG_20171221_193754_122.jpg
Сведомский Павел Александрович «Оргия». Холст, масло. 136 х 279 см. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
Как-то герои тут измучены влечением к жизни, никто не кричит «даст ис фантастиш». Пьют по-русски. Это ностальгия, не иначе.
Знаете ли вы, кстати, чем оргия отличается от вакханалии? А нам рассказали. Но я сохраню секрет )).
- На официальных же ресурсах в интернете есть все представленные здесь картины, да? – на прощание спросила я сотрудников с надеждой. Не шибко полагаюсь на свою способность отснять картины правильно, а пост должен быть с картинками.
- Гм… Ищите на пиратских сайтах, быстрее найдете. Издатели так и делают: сначала гуглят, что есть, и только чего нет, то снимают.
«Всякий хороший дизайнер начинает работу с гуглёжа», как известно.
- Все так по-домашнему, душевно получилось, - подытожили для себя искусствоведы прошедшую встречу.
А я далее пошла к мрачноватому Демону Врубеля (помните у shakko_kitsune: "как будто сирень и ирисы пропустили через мясорубку") и к любимому Куинджи («Лунная ночь на Днепре», ну а как же). Когда возвращалась, залы  выставки Семирадского были уже битком, то и дело приходилось с улыбкой проталкиваться сквозь любителей искусства.
Выставка проходит в корпусе Бенуа при поддержке благотворительного фонда «Система» до 02.04.2018.
Ходите на открытия, это классно.

Спасибо spbblog и redirupdate за блогерское приглашение.
1462914130.jpeg
Tags: write-for-food, о возвышенном, этот город
Subscribe

Posts from This Journal “этот город” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment